«Вечный джун»: как разработчику не застрять на начальном уровне

Рассказываем, как не застрять в этом статусе на многие годы

1. Определиться со стеком

Начинающий специалист обычно поверхностно знает какой-то язык, может быть знаком с парой фреймворков. А дальше начинается «всё такое интересное, хочу всё попробовать». Этой темы я уже касался в статье «Прекратите изучать фреймворк, станьте JavaScript-разработчиком».

Часто в резюме разработчика вижу кашу из фреймворков: год поработал на Vue.js, полгода на — React, ещё пару месяцев — на Angular. На собеседовании спрашиваю: «Почему так?». И 99% процентов отвечают: «Такой проект был, занимался тем, на что кинули».

Это в корне неверный подход. Когда человек лезет сразу и во фронт, и в бэк, по верхам идёт по всем стекам и фреймворкам — он не станет специалистом ни в чём.

Что с этим делать:

Тут мой совет — определиться с одним стеком и несколько лет работать с ним. И только когда достигнете приемлемого уровня, можно подумать о развитии в смежных технологиях.

Отстаивайте тот стек, в котором хотите развиваться. Если компания не может обеспечить работу в определенном стеке, лучше уж сменить компанию. Да-да, вы не ослышались лучше ещё раз пройти все круги поиска, чем сформировать неправильный фундамент на старте и зависнуть на начальном уровне на пару лет.

Отстаивайте тот стек, в котором хотите развиваться, работайте с ним несколько лет

2. Прокачивать самостоятельность и софт скиллы

Как понять, что специалист уже мидл или близок к этому уровню? Посмотреть, насколько качественно он может решать задачи самостоятельно.

Тут я выделю два навыка, без прокачки которых не обойтись:

  • учиться работать с информацией;
  • развивать самостоятельность в управлении загрузкой.

Джуны отличаются от более прокачанных специалистов тем, что пока не умеют хорошо работать с информацией. Чтобы решить задачу разработки, джун возьмёт первый попавшийся источник и будет возиться с ним. В то время как правильный путь — посмотреть разные источники, сравнить, прикинуть, как информация соотносится с твоей задачей. Посоветоваться с теми, кто с подобным уже сталкивался.

Вторая боль — джуны не умеют работать стабильно. Человек берется сразу за все задачи, которые в него кинули, сидит над ними до глубокой ночи, а на следующей день в принципе не в состоянии работать.

Когда ты начинающий специалист и за тобой закреплён наставник, он поможет распределять нагрузку и приоритет задач. Но дальше придется учиться самостоятельно управлять собственным расписанием, расставлять приоритеты, оценивать сроки и договариваться с менеджерами.

Что с этим делать:

  • Научиться анализировать свой день и вести некое подобие дневника развития. Выделять эпики, оценивать проделанную работу и сложности, которые возникали.
  • Быть в контексте трендов своего стека, искать разные источники информации, изучать новые тулзы, даже если они не используются в текущем проекте.
  • Самое очевидное, кэп: составить план по развитию. Самостоятельно или с помощью HR-куратора в вашей компании. Регулярно выставлять себе цели: например, в месяц сейчас возвращается с тестирования 20% задач, через 3 месяца должно быть не более 15%.

3. Пройти стажировку

Нигде не научат работать лучше, чем на работе. Стажировка в IT-компании — это самый верный путь попадания в проект и возможность учиться в реальных условиях.

Проблема со стажировкой в том, что некоторые джуниор-специалисты уверены, — это ниже их достоинства. Особенно после онлайн-курсов крупных платформ.

Парадокс, который сложно понять: люди готовы отдавать 100к рублей за обучающий курс. Но стажироваться за 50к на реальных проектах, где их потом еще и трудоустроят — отказываются. Потому что оплата не совпадает с их фантазиями.

Что с этим делать:

Мой совет такой: первые два года поставьте основной карьерной целью не высокий заработок, а прокачку навыков и рост до мидл-уровня.

При такой цели будет гораздо проще найти интересный проект и сильного ментора. А дальше уже подтянутся и крутые задачи, и зарплата, близкая к медианному уровню.

Каждый синьор и техлид когда-то был джуном. И тоже проходил весь этот путь.

Так что советую запастись терпением и понять: компании рады толковым джунам, которые адекватно оценивают свой уровень и готовы вкладываться в развитие.

  • не ждите, пока научат, учитесь сами — для этого найдите баланс между самостоятельностью в работе и умением вовремя попросить совет;
  • изучайте как устроен весь процесс разработки и его окружение, а не только написание кода;
  • придерживайтесь на старте одного стека;
  • оттачивайте софт-скилы, умение работать в команде;
  • регулярно проверяйте уровень своих компетенций.
Лучшие разработчики, с которыми мне приходилось работать, следуют принципу «СДАВ»

С — Саморефлексия

Для этого достаточно уделять ежедневно 15-20 минут, чтобы проанализировать задачи за день, обдумать, что получилось, а что — нет. Через месяц это войдёт в привычку, а со временем позволит не только быстрее писать код и решать задачи, но и продумывать архитектуру проектов.

Д — Досуг

Главный рабочий инструмент разработчик — мозг. И его нужно разгружать. А для этого нужен регулярный отдых, хобби, прогулки и физическая нагрузка. Кажется банальным, но именно навык организации досуга помогает не выгорать.

А — Адекватность

Обдумывать решения и не додумывать слова за другого человека, будь то коллега или тимлид. А для этого нужно осваивать кунг-фу «правильных вопросов». Например, спросить: «Чем ты руководствовался при выборе решения?» или «Почему важно сделать именно так?», а не сразу спорить и доказывать свою точку зрения.

В — Вовлеченность

Программирование и код должны быть интересны. Именно это позволит находить время и силы на развитие, изучение нового и постепенный рост. Если же человек пришёл в разработку только потому, что это сфера в тренде, то скорее всего у ожидания быстро сменятся разочарованием и в топового разработчика вырасти не получится.


Хотите обсудить? Пишите нашим рекрутерам: Анне Кулик или Алёне Люсовой

Ответим в течение 60 минут в рабочее время

Глеб Корсунов,  Директор по развитию
Глеб Корсунов,
Директор по развитию
Мария Дорохина, Менеджер по развитию
Мария Дорохина,
Менеджер по развитию
Оставить заявку

Оставьте заявку
Остальное сделаем мы

Max file size 10MB.
Uploading...
fileuploaded.jpg
Upload failed. Max size for files is 10 MB.
Отправить заявку
Глеб Корсунов,
Директор по развитию
Мария Дорохина,
Менеджер по развитию
Успешно отправлено!
Отправить новую заявку
Что-то пошло не так. Свяжитесь с нами напрямую
×